Локомотивом называется самодвижущаяся по рельсовому пути силовая установка, предназначенная для передвижения вагонов. В зависимости от рода силовой установки локомотивы разделяются на четыре основных вида: электровозы, тепловозы, газо-т у р б о в.о з ы и паровозы.
Электровоз представляет собой локомотив, у которого сила тяги создается тяговыми электродвигателями, получающими электроэнергию от электростанций через контактные провода. При помощи зубчатых колес вращающий момент тяговых электродвигателей передается колесным парам. Электровоз — один иа наиболее экономичных видов локомотивов он не требует во время эксплуатации снабжения топливом и водой, что дает возможность ему совершать большие безостановочные рейсы Имеются электровозы небольшой мощности, питаемые электроэнергией от установленных на них аккумуляторных батарей или сочетающие питание током от контактной сети и батарей.
Тепловоз, имеющий в качестве силовой установки двигатель внутреннего сгорания (дизель), работает на так называемом дизельном топливе, получаемом из нефти. Вращающий момент вала дизеля передается соединенному с ним электрическому генератору, который вырабатывает ток и питает им тяговые электродвигатели. Колесные пары тепловоза получают вращение от тяговых электродвигателей (так же как и у электровоза) или при помощи гидравлической передачи. По расходу топлива этот вид локомотива является самым экономичным; расходуя незначительное количество воды для охлаждения двигателя, он может совершать значительные пробеги без набора воды и топлива
Тепловозы бывают также дизель-аккумуляторные, имеющие для выработки энергии, кроме дизеля, еще аккумуляторные батареи На железных дорогах, кроме того, эксплуатируются мотовозы.
У газотурбовоза первичным двигателем является газовая турбина, приводимая в движение сжатым нагретым газом, который образуется, в результате сжигания мазута Преимуществом газотурбовоза по сравнению с тепловозом является возможность сжигания в двигателе низкосортного дешевого топлива, он также может совершать значительные безостановочные рейсы. Экономичность газотурбовоза ниже, чем электровоза и тепловоза, однако выше, чем паровоза.
Паровоз представляет собой локомотив с независимой паросиловой установкой, состоящей из котла и поршневой паровой машины. Эта установка преобразует тепловую энергию топлива в механическую работу движущих колес посредством рабочего тела — водяного пара. Паровоз работает как на твердом топливе (угле), так и на тяжелом жидком (мазуте).
Каждый из перечисленных локомотивов может обслуживать пассажирские или грузовые поезда, а также выполнять маневровую работу. В зависимости от этого локомотивы подразделяются по роду работы на пассажирские, грузовые и маневровые. Кроме локомотивов, на железных дорогах для перевозки пассажиров применяют моторвагонный подвижной состав (электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы и автодрезины).
Ввиду низкой экономичности постройка паровозов в нашей стране в 1956 г. прекращена. Вместо паровозов на железнодорожном транспорте широко внедрены новые прогрессивные виды тяги: электрическая и тепловозная. Подавляющая масса перевозок в настоящее время осуществляется электровозами и тепловозами. Однако на ряде железных дорог паровозы еще выполняют поездную работу; на многих дорогах их используют на маневрах. Работают паровозы еще и на железнодорожном транспорте промышленных предприятий. |