Новочеркасский электровозостроительный завод по проекту, ВЭлНИИ и Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики (ВНИИЭМ) в 1967 г. изготовил восьмиосный электровоз №238, у которого одна секция была оборудована асинхронными тяговыми электродвигателями (секция ВЛ80А), а другая представляла собой обычную секцию электровоза ВЛ80К. Механическая часть макетной секции выполнена на базе механической части серийных электровозов ВЛ80К.
На макетной секции было применено ступенчатое регулирование напряжения; на первичной стороне трансформатора имелось 32 ступени, как на первых электровозах ВЛ80В с высоковольтным регулированием и коллекторными тяговыми электродвигателями. Напряжение от вторичной обмотки подводилось к двум выпрямителям, а выпрямленное напряжение от каждого выпрямителя - к двум инверторам, преобразующим постоянный ток в трехфазный ток переменной частоты. Через инверторы получали питание асинхронные тяговые электродвигатели ЭТА-1200 номинальной - мощностью 1200 кВт (номинальная частота 80 Гц, фазное напряжение 693 В, фазный ток 740 А). Электродвигатель имеет восемь пар полюсов; остов электродвигателя выполнен с использованием конструкции остова электродвигателя НБ-414. Сохранено передаточное отношение редуктора 19:88=1:4,632.
После проведения исследований работы оборудования макетной секции был разработан проект электровоза и в марте 1971 г. Новочеркасский завод изготовил электровоз ВЛ80А-751 с асинхронными электродвигателями.
Механическая часть этого электровоза также выполнена на базе механической части серийных электровозов ВЛ80К. Так как при трогании макетной секции с составом наблюдались некоторые колебания тягового усилия, которые частично вызывались отсутствием плавного регулирования напряжения, то на электровозе ВЛ80А-751 было применено плавное регулирование напряжения по семи зонам. Переход с одной зоны регулирования на другую (подключение к разным выводам вторичной обмотки трансформатора) осуществляется главным контроллером. Каждая выпрямительная установка ВИУ 2х1200 рассчитана на выходное напряжение 0-2080 В, номинальный выпрямленный ток 1600 А и максимальный выпрямленный ток 3000 А. К каждой выпрямительной установке подключено по два автономных инвертора - по одному на тяговый электродвигатель. Как выпрямители, так и инверторы, выполнены по двухтактной схеме. Скорость движения электровоза регулируется изменением выпрямленного напряжения.
На электровозе установлено восемь трехфазных асинхронных электродвигателей НБ-602 номинальной мощностью 1200 кВт, имеющих следующие расчетные параметры: фазное напряжение 750 В, фазный ток 680 А, скольжение 1,07%, частота вращения 1410 об/мин, коэффициент мощности 0,83, вес электродвигателя 3900 кгс.
Проведенные в начале 1971 г. ЦНИИ МПС стендовые испытания этого электродвигателя показали, что его параметры при питании синусоидальным током близки к расчетным. По проекту электровоз имеет следующие основные данные:
Режим |
Мощность, квт |
Сила тяги, кгс |
Скорость км/ч |
Часовой |
9600 |
45700 |
75 |
Длительный |
8640 |
36600 |
84,5 |
Сцепной вес (184 тс) и максимальная скорость (110 км/ч) такие же, как у электровозов ВЛ80К и ВЛ80Т. Для наладки и проведения опытных поездов электровоз был направлен в депо Ожерелье Московской железной дороги.
Дополнительные файлы находятся в разделе Литература, ВЛ80А
Чертежи, схемы в фото галереи
Фотографии ВЛ80А;
Форум по ВЛ80А: посетить форум
Если Вам понравилась данная статья, Вы можете дать ссылку на нее Вашим друзьям!
Публикация данной статьи возможна ТОЛЬКО с разрешения автора.
|