Магистральный грузовой электровоз постоянного тока ВЛ10
Электровоз ВЛ10у во многом похож на электровоз ВЛ10, поэтому повторятся не стану, а напишу наиболее важные моменты.
ВЛ10у — утяжелённый электровоз, колёса которого имеют бо́льшую силу сцепления с рельсами, благодаря чему он способен возить более тяжёлые составы. По механической части он унифицирован с электровозами ВЛ80Т, ВЛ80С, ВЛ80Р. Кузов, экипажная часть, пневматическое и основное оборудование унифицировано с электровозами ВЛ10, ВЛ11, ВЛ11М. По сравнению с ВЛ10 на ВЛ10у нагрузка от колесной пары на рельсы увеличена до 25 тс вместо 23 тс.
Разработан Тбилисским электровозостроительным заводом.
ВЛ10у выпускался Тбилисским и Новочерскасским электровозостроительными заводами.В гамме завода ТЭВЗ эта модель присутствует до сих пор и строится на заказ.Последний ВЛ10у-1032 был построен в 2006 году по заказу Азербайджанской железной дороги.
Индекс У указывает на усиление локомотива по силе тяги.
Служебная масса электровоза ВЛ10у составляет 200 т. Увеличение массы достигнуто за счет размещения в каждой секции по 8 т балласта, выполненного в виде чугунных отливок, уложенных под полом коридоров. В связи с повышением нагрузки на оси в их конструкцию внесены некоторые изменения, в частности, увеличен радиус переходной галтели у подступичной части со стороны моторно-осевых подшипников с 20 до 100 мм; статический прогиб рессор тележек увеличился до 61 мм, люлечного подвешивания до 78 мм. НЭВЗ строил электровозы ВЛ10у по 1981 г. включительно, а ТЭВЗ — весь период 1976—1985 гг.
В процессе выпуска электровозов заводы вносили в их конструкцию отдельные как крупные, так и мелкие изменения. Так, в 1982 г. ТЭВЗ выпустил электровозы № 876, 879 и 884 с электродвигателями ТЛ-122, служащими для привода компрессоров. Якоря электродвигателей имеют волновую обмотку с использованием провода ПЭТВСД. Эти электродвигатели при напряжении 3000 В имеют номинальную мощность 25 кВт, ток 12,5 А, частоту вращения 515 об/мин; масса их 1085 кг. С середины 1983 г. электродвигатели ТЛ-122 устанавливались на всех электровозах ВЛ10у, а также на электровозах ВЛ11.
С электровозов № 502 (ТЭВЗ) и № 417 (НЭВЗ) аккумуляторная батарея 40КН-125 была разделена на две
батареи 20КН-125 (1978 г.), а с электровоза № 583 батареи стали размещаться под кузовом. Как и на электровозах ВЛ10, начиная с ВЛ10у-202 кран машиниста № 394 был заменен краном № 395. Электровоз ВЛ10у-896 выполнен с системой автоматического управления рекуперативным торможением (САУРТ). При этой системе машинист может задавать скорость движения или тормозную силу во время электрического торможения. С электровоза № 951 (1984 г.) электровозы ВЛ10у начали выпускаться с устройствами САУРТ-167.
На электровозах ВЛ10у № 930 и N° 931 вместо резисторов, шунтирующих якоря тяговых электродвигателей при переходе с одного соединения на другое, включены диоды (применен так называемый вентильный переход), что несколько снизило «провалы» силы тяги и «броски» тока во время переключения тяговых электродвигателей.
Наименование
Характеристика
Род службы
грузовой
Осевая формула
2 (20 – 20)
Напряжение на токоприемнике, кВ
3
Мощность, кВт
5360
Сила тяги, тс
39,5
Скорость, км/ч
48,7
Скорость конструктивная, км/ч
100
Минимальный радиус проходимых кривых при скорости 10 км/ч, м
125
Масса с 2/3 запаса песка, т
200±4
Давление от оси на рельсы, тс
25±0,5
Электрическое торможение
рекуперативное
Подвеска тяговых двигателей
опорно-осевая
Локомотив предназначен для работы на магистральных железных дорогах с питанием от постоянного тока напряжением 3000 В. Его электрическое оборудование рассчитано на надежную работу при амплитуде в контактной сети от 2200 до 4000 В.
На ВЛ10у установлено восемь тяговых двигателей ТЛК-2К1, имеющих последовательное возбуждение, опорно-осевое подвешивание, принудительную вентиляцию и мощность при часовом режиме 670 кВт. Вращающий момент от двигателя на колесные пары передается двусторонней одноступенчатой цилиндрической косозубой передачей.
Для регулирования частоты вращения тяговых двигателей предусмотрено три вида их соединения: последовательное, последовательно-параллельное и параллельное. Электрические цепи локомотива получают питание от контактного провода через токоприемники, обеспечивающие надежный токосъем при любых скоростях движения.
Кроме тормозов с пневматическим и ручным управлением, действует система рекуперативного торможения, значительно повышающая безопасность движения поездов и обеспечивающая большую экономию электроэнергии, уменьшение износа бандажей и тормозных колодок. При рекуперативном торможении механическая энергия с вращающихся осей колесных пар передается на валы тяговых двигателей, которые трансформируют ее в электрическую, а та, в свою очередь, возвращается (рекуперируется) в контактную сеть и поступает к другим электровозам или в энергосистему.
Электрическое, пневматическое и другое оборудование размещено в сочлененном двухсекционном кузове с концевым расположением постов управления (кабин машиниста). Секции ВЛ10у отличаются друг от друга: ту, в которой установлен быстродействующий выключатель силовых цепей, принято считать 1-й, и кабина машиниста этой секции называется кабиной № 1.
В средней части каждой секции расположена высоковольтная камера (ВВК) с электроаппаратурой, предохраняемая сетчатым ограждением. Двери камеры имеют блокировки, обеспечивающие их открытие только при опущенном токоприемнике. Электрическая аппаратура, обладающая высокой надежностью, — блочной схемы, что значительно облегчает ее обслуживание и ремонт. Узлы аппаратуры, сильно нагревающиеся во время работы, находятся под принудительным охлаждением. Воздух к ним подается по воздухопроводу от центробежного вентилятора. Расположение оборудования внутри кузова обеспечивает свободный проход и доступ для осмотра электрической аппаратуры.
Оборудование, размещенное на крыше, служит для обеспечения нормального токосъема и подачи высокого напряжения с контактного провода к силовой аппаратуре. Различие в его расположении на крышах 1-й и 2-й секций видно из рисунка. Высоковольтные аппараты соединены в электрическую цепь медными шинами, гибкими проводами (шунтами) и установленными на опорных изоляторах стальными шинами-угольниками.
В размещении оборудования на торцевых стенках 1-й и 2-й секций также есть различия. Здесь установлены розетки межсекционных соединений и специальные коробки для монтажа высоковольтных и низковольтных проводов.
Для поддержания в кузове давления выше атмосферного, а это необходимо, чтобы запыленный воздух не проникал через неплотности обшивки, предусмотрен выброс в кузов нагнетаемого вентилятором воздуха. При этом избыточное давление внутри локомотива составляет примерно 3 мм вод. ст.
Сжатый воздух используется для питания тормозов, аппаратов цепи управления, блокировки высоковольтной камеры и люка, подачи звуковых сигналов и форсунок песочниц. Тормозное оборудование — типовое для всего локомотивного парка страны.
При ведении тяжеловесных поездов на спуске возможно применение комбинированного торможения: рекуперативного на электровозе и пневматического в составе.
ОКРАСКА ЭЛЕКТРОВОЗА
Крыша, крышки люков, прожекторы, оборудование и детали на крыше — светло-серые; токоприемники, токоведущие шины, звезды на лобовых частях кузова — красные; боковые и лобовые поверхности кузова от крыши до нижней уширенной части (исключая поручни и дверные ручки) — светло-зеленые; контрастные полосы на лобовых частях кузова — флюоресцентные, оранжево-красные; водосточные желобки на лобовых частях кузова и над входными дверями, гербы, таблички, буквы, цифры, обода прожекторов — лак с добавлением алюминиевой пудры; нижняя уширенная часть кузова, путеочиститель — темно-зеленые; трапы и поручни на лобовых частях кузова, нижние накладки на путеочистителях, ходовая часть, колесные центры, тормозные тяги, детали пневматической проводки, ящики аккумуляторных батарей и прочее оборудование под кузовом — черные; бандажи колесных пар с наружной стороны — белые. На лобовых частях кузова электровозов тбилисского завода вместо звезды располагается надпись «ТЭВЗ» на русском и грузинском языках, а металлическая накладка с надписью «ВЛ10у» и порядковым номером локомотива окрашивается в красный цвет. Эмблема завода (на чертеже она условно показана штриховой линией) представляет собой стилизованные буквы «ТЭ» и крепится на правом борту каждой секции ниже надписи «ВЛ10У» и порядкового номера.