Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 556
Посетитель: Json

Последние посетители

GMan199015 недель
Viktor289 недель
Rusya_kazax411 недель
kiv415 недель
Alexander422 недель
arkonas429 недель
klikazavr434 недель
xGRIZLIx461 недель
storm464 недель
vladimir220585466 недель
счетчик
ВЛ10У

Магистральный грузовой электровоз постоянного тока ВЛ10


 


Электровоз ВЛ10у во многом похож на электровоз ВЛ10, поэтому повторятся не стану, а напишу наиболее важные моменты. ВЛ10у — утяжелённый электровоз, колёса которого имеют бо́льшую силу сцепления с рельсами, благодаря чему он способен возить более тяжёлые составы. По механической части он унифицирован с электровозами ВЛ80Т, ВЛ80С, ВЛ80Р. Кузов, экипажная часть, пневматическое и основное оборудование унифицировано с электровозами ВЛ10, ВЛ11, ВЛ11М. По сравнению с ВЛ10 на ВЛ10у нагрузка от колесной пары на рельсы увеличена до 25 тс вместо 23 тс. Разработан Тбилисским электровозостроительным заводом. ВЛ10у выпускался Тбилисским и Новочерскасским электровозостроительными заводами.В гамме завода ТЭВЗ эта модель присутствует до сих пор и строится на заказ.Последний ВЛ10у-1032 был построен в 2006 году по заказу Азербайджанской железной дороги.


Индекс У указывает на усиление локомотива по силе тяги. Служебная масса электровоза ВЛ10у составляет 200 т. Увеличение массы достигнуто за счет размещения в каждой секции по 8 т балласта, выполненного в виде чугунных отливок, уложенных под полом коридоров. В связи с повышением нагрузки на оси в их конструкцию внесены некоторые изменения, в частности, увеличен радиус переходной галтели у подступичной части со стороны моторно-осевых подшипников с 20 до 100 мм; статический прогиб рессор тележек увеличился до 61 мм, люлечного подвешивания до 78 мм. НЭВЗ строил электровозы ВЛ10у по 1981 г. включительно, а ТЭВЗ — весь период 1976—1985 гг. В процессе выпуска электровозов заводы вносили в их конструкцию отдельные как крупные, так и мелкие изменения. Так, в 1982 г. ТЭВЗ выпустил электровозы № 876, 879 и 884 с электродвигателями ТЛ-122, служащими для привода компрессоров. Якоря электродвигателей имеют волновую обмотку с использованием провода ПЭТВСД. Эти электродвигатели при напряжении 3000 В имеют номинальную мощность 25 кВт, ток 12,5 А, частоту вращения 515 об/мин; масса их 1085 кг. С середины 1983 г. электродвигатели ТЛ-122 устанавливались на всех электровозах ВЛ10у, а также на электровозах ВЛ11. С электровозов № 502 (ТЭВЗ) и № 417 (НЭВЗ) аккумуляторная батарея 40КН-125 была разделена на две батареи 20КН-125 (1978 г.), а с электровоза № 583 батареи стали размещаться под кузовом. Как и на электровозах ВЛ10, начиная с ВЛ10у-202 кран машиниста № 394 был заменен краном № 395. Электровоз ВЛ10у-896 выполнен с системой автоматического управления рекуперативным торможением (САУРТ). При этой системе машинист может задавать скорость движения или тормозную силу во время электрического торможения. С электровоза № 951 (1984 г.) электровозы ВЛ10у начали выпускаться с устройствами САУРТ-167. На электровозах ВЛ10у № 930 и N° 931 вместо резисторов, шунтирующих якоря тяговых электродвигателей при переходе с одного соединения на другое, включены диоды (применен так называемый вентильный переход), что несколько снизило «провалы» силы тяги и «броски» тока во время переключения тяговых электродвигателей.

Наименование Характеристика
Род службы грузовой
Осевая формула 2 (20 – 20)
Напряжение на токоприемнике, кВ 3
Мощность, кВт 5360
Сила тяги, тс 39,5
Скорость, км/ч 48,7
Скорость конструктивная, км/ч 100
Минимальный радиус проходимых кривых при скорости 10 км/ч, м 125
Масса с 2/3 запаса песка, т 200±4
Давление от оси на рельсы, тс 25±0,5
Электрическое торможение рекуперативное
Подвеска тяговых двигателей опорно-осевая

Локомотив предназначен для работы на магистральных железных дорогах с питанием от постоянного тока напряжением 3000 В. Его электрическое оборудование рассчитано на надежную работу при амплитуде в контактной сети от 2200 до 4000 В. На ВЛ10у установлено восемь тяговых двигателей ТЛК-2К1, имеющих последовательное возбуждение, опорно-осевое подвешивание, принудительную вентиляцию и мощность при часовом режиме 670 кВт. Вращающий момент от двигателя на колесные пары передается двусторонней одноступенчатой цилиндрической косозубой передачей. Для регулирования частоты вращения тяговых двигателей предусмотрено три вида их соединения: последовательное, последовательно-параллельное и параллельное. Электрические цепи локомотива получают питание от контактного провода через токоприемники, обеспечивающие надежный токосъем при любых скоростях движения. Кроме тормозов с пневматическим и ручным управлением, действует система рекуперативного торможения, значительно повышающая безопасность движения поездов и обеспечивающая большую экономию электроэнергии, уменьшение износа бандажей и тормозных колодок. При рекуперативном торможении механическая энергия с вращающихся осей колесных пар передается на валы тяговых двигателей, которые трансформируют ее в электрическую, а та, в свою очередь, возвращается (рекуперируется) в контактную сеть и поступает к другим электровозам или в энергосистему. Электрическое, пневматическое и другое оборудование размещено в сочлененном двухсекционном кузове с концевым расположением постов управления (кабин машиниста). Секции ВЛ10у отличаются друг от друга: ту, в которой установлен быстродействующий выключатель силовых цепей, принято считать 1-й, и кабина машиниста этой секции называется кабиной № 1. В средней части каждой секции расположена высоковольтная камера (ВВК) с электроаппаратурой, предохраняемая сетчатым ограждением. Двери камеры имеют блокировки, обеспечивающие их открытие только при опущенном токоприемнике. Электрическая аппаратура, обладающая высокой надежностью, — блочной схемы, что значительно облегчает ее обслуживание и ремонт. Узлы аппаратуры, сильно нагревающиеся во время работы, находятся под принудительным охлаждением. Воздух к ним подается по воздухопроводу от центробежного вентилятора. Расположение оборудования внутри кузова обеспечивает свободный проход и доступ для осмотра электрической аппаратуры. Оборудование, размещенное на крыше, служит для обеспечения нормального токосъема и подачи высокого напряжения с контактного провода к силовой аппаратуре. Различие в его расположении на крышах 1-й и 2-й секций видно из рисунка. Высоковольтные аппараты соединены в электрическую цепь медными шинами, гибкими проводами (шунтами) и установленными на опорных изоляторах стальными шинами-угольниками. В размещении оборудования на торцевых стенках 1-й и 2-й секций также есть различия. Здесь установлены розетки межсекционных соединений и специальные коробки для монтажа высоковольтных и низковольтных проводов. Для поддержания в кузове давления выше атмосферного, а это необходимо, чтобы запыленный воздух не проникал через неплотности обшивки, предусмотрен выброс в кузов нагнетаемого вентилятором воздуха. При этом избыточное давление внутри локомотива составляет примерно 3 мм вод. ст. Сжатый воздух используется для питания тормозов, аппаратов цепи управления, блокировки высоковольтной камеры и люка, подачи звуковых сигналов и форсунок песочниц. Тормозное оборудование — типовое для всего локомотивного парка страны. При ведении тяжеловесных поездов на спуске возможно применение комбинированного торможения: рекуперативного на электровозе и пневматического в составе.

ОКРАСКА ЭЛЕКТРОВОЗА

Крыша, крышки люков, прожекторы, оборудование и детали на крыше — светло-серые; токоприемники, токоведущие шины, звезды на лобовых частях кузова — красные; боковые и лобовые поверхности кузова от крыши до нижней уширенной части (исключая поручни и дверные ручки) — светло-зеленые; контрастные полосы на лобовых частях кузова — флюоресцентные, оранжево-красные; водосточные желобки на лобовых частях кузова и над входными дверями, гербы, таблички, буквы, цифры, обода прожекторов — лак с добавлением алюминиевой пудры; нижняя уширенная часть кузова, путеочиститель — темно-зеленые; трапы и поручни на лобовых частях кузова, нижние накладки на путеочистителях, ходовая часть, колесные центры, тормозные тяги, детали пневматической проводки, ящики аккумуляторных батарей и прочее оборудование под кузовом — черные; бандажи колесных пар с наружной стороны — белые. На лобовых частях кузова электровозов тбилисского завода вместо звезды располагается надпись «ТЭВЗ» на русском и грузинском языках, а металлическая накладка с надписью «ВЛ10у» и порядковым номером локомотива окрашивается в красный цвет. Эмблема завода (на чертеже она условно показана штриховой линией) представляет собой стилизованные буквы «ТЭ» и крепится на правом борту каждой секции ниже надписи «ВЛ10У» и порядкового номера.

ЭЛЕКТРОВОЗ ПОСТОЯННОГО ТОКА ВЛ10У: 1 — лобовой прожектор, 2 — помехоподавляющий дроссель, 3 — конденсатор, 4 — проходной изолятор главного ввода, 5 — шахта вентиляции, 6 — люк выхода на крышу, 7 — свисток, 8 — токоприемник (пантограф), 9 — токоведущая шина-угольник, 10 — опорный изолятор, 11 — высоковольтный разъединитель, 12 — межсекционный мостик, 13 — вилитовый разрядник с регистратором срабатываний, 14 — трап, 15 — дефлектор, 16 — люк песочницы, 17 — гибкое межкузовное соединение, 18 — изолятор антенного ввода, 19 — жалюзи забора воздуха, 20 — антенна, 21 — блок контура с разъединительным конденсатором, 22 — тифон, 23 — соединительные рукава тормозных магистралей, 24 — низковольтные провода, 25 — автосцепка, 26 — соединительные рукава, 27 — подножка, 28 — запасной резервуар, 29 — розетки межсекционных соединений, 30 — таблички штепсельного соединения, 31 — штепсельное соединение, 32 — ящик аккумуляторной батареи, 33 — расцепкой рычаг, 34 — коробка для монтажа проводов, 35 — концевой кран.

Тележка: 1 — листовая рессора, 2 — пружина рессорной системы, 3 — подвеска тормозной системы, 4 — подвеска тягового двигателя, 5 — тормозной цилиндр, 6 — тяга тормозной системы, 7 — бандаж колесной пары, 8 — реборда колеса, 9 — букса, 10 — рама, 11 — колесная пара, 12 — тяговый двигатель, 13 — кронштейн лючечного подвешивания, 14 — шаровая связь, 15 — рычаг ручного тормоза, 16 — колесо зубчатой передачи, 17 — вентиляционный люк тягового электродвигателя.

Оборудование кабины: I — потолочный плафон, 2 — вентилятор, 3 — скоростемер, 4 — кран вспомогательного тормоза, 5 — пульт машиниста, 6 — регулятор давления, 7 — кнопочный пост (кнопки «Свисток», «Тифон», «Песок»), 8 — рукоятка бдительности, 9 — кран машиниста, 10 — кнопочные выключатели, 11 — выключатели освещения, вентиляторов и радиостанции, 12 — пульт помощника машиниста, 13 — сиденье, 14 — выключатели буферных фонарей, 15 — кнопочный пост подачи песка и включения светильников зеленого цвета, 16 — электропневматический клапан локомотивной сигнализации, 17 — выключатель управления, 18 — аптечка, 19 — динамик радиостанции, 20 — зеркало, 21 — платяной шкаф, 22 — рукоятка ручного тормоза, 23 — электрическая печь, 24 — рамка с фотосхемой, 25 — пепельница, 26 — светильник зеленого цвета, 27 — отверстие для подачи свежего воздуха, 28 — розетка вентилятора, 29 — локомотивный светофор, 30 — пулы управления радиостанцией, 31 — розетка 50В, 32 — табличка допустимых токовых нагрузок, 33 — контроллер машиниста, 34 — теневой щиток, 35 — ограждение электрической печи, 36 — панель бланка предупреждений.

Компоновка электровоза ВЛ10У: 1 — отключатель двигателей, 2 — блок пусковых резисторов, 3 — переключатель направлений, 4 — мотор-вентилятор, 5 — плафон освещения, 6 — готовальня ЗИП, 7 — быстродействующий выключатель, 8 — главные воздушные резервуары, 9 — дешифратор, 10 — ящик ЗИП, 11 — агрегат мотор-компрессора, 12 — кабельный желоб, 13 — балласт, 14 — блок аппаратов № 1, 15 — блок аппаратов № 2, 16 — ограждение высоковольтной камеры, 17 — преобразователь, 18 — санитарный узел, 19 — приемопередатчик поездной радиосвязи, 20 — компрессор для подъема токоприемника (пантографа).

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1987, №7



Дополнительные файлы находятся в разделе Литература, ВЛ 10
Чертежи, схемы в фото галереи Форум по ВЛ10у: посетить форум
Список использованных источников
 


Если Вам понравилась данная статья, Вы можете дать ссылку на нее Вашим друзьям!
Публикация данной статьи возможна ТОЛЬКО с разрешения автора.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста зарегистрируйтесь, или войдите под своим логином для добавления комментария.
Статьи