Электровоз ЭП10 - выпускающийся в России совместно с компанией Bombardier Transportation.
Электровоз магистральный двойного питания ЭП10 предназначен для вождения пассажирских поездов на железных дорогах, электрифицированных на однофазном переменном токе промышленной частоты 50 Гц с номинальным напряжением 25000 В и на постоянном токе с номинальным напряжением 3000 В. Особенности конструкции
Опорно-рамный привод 2 класса
Комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ)
Система автоматического управления тормозами (САУТ-ЦМ)
Предусмотрен режим "Автоведение”
Работа электровоза по системе многих единиц предусматривается
по специальному требованию
Заказчика
Конструкция электровоза предусматривает возможность его
обслуживания в одно лицо
Трехуровневая микропроцессорная система управления с диагностикой
и оптоволоконными
линиями связи
Электрическое рекуперативное и реостатное торможение
Тяговый асинхронный двигатель, работа по схеме "Двойная
звезда”
Четырехквадрантный первичный преобразователь
Вторичный преобразователь - инвертор напряжения
Элементная база преобразователя - запираемые (GTO) тиристоры
Система охлаждения - жидкостная
Число тяговых двигателей, питающихся от одного преобразователя-
2
Электронный скоростемер
Применение в центральном подвешивании пружин типа “Flexsikoil”
Пульт машиниста соответствует
самым современным эргономическим и эстетическим требованиям.
Вся информация: о текущих данных, параметрах движения,
диагностическая - отображены на дисплее системы управления
электровозом. Информация по автоведению отображается
на блоке индикации
ЭП10 может водить состав из 24 пассажирских вагонов по участку с подъемом 12%o со скоростью 85 км/ч, а также составностью до 20 вагонов на участке с уклоном до 16%o со скоростью 120 км/ч.
Электровоз принят МВК к серийному производству.
По состоянию на 2007 год большинство электровозов находится в эксплуатации, одновременно часть локомотивов проходит частичную модернизацию на заводе-изготовителе.
Эксплуатация
Основным недостатком электровозов ЭП10 признана низкая надёжность тяговых электродвигателей(ТЭД), выявлен и ряд других проблем. В начале 2007 года в прессе появилась информация об отзыве электровозов этой серии из эксплуатации. В частности говорится о том, что «технический аудит показал, что качество сборки локомотивов на НЭВЗ из комплектующих, которые поставляют 800 российских заводов, оказалось крайне низким».
Все 12 электровозов ЭП10 приписаны к локомотивному депо Москва - Сортировочная и в настоящее время эксплуатируются на маршрутах Москва - Нижний Новгород, Москва - Вековка, Москва - Воронеж.
История и конструкция
За период с 1998 по 2006 год построена серия из 12 локомотивов ЭП10. Электровозы этой серии отличаются высокой мощностью, хорошей динамикой разгона, а также улучшенными энергетическими показателями (по свидетельству машинистов это справедливо для «ручного» режима в отличие от режима автоматического поддержания скорости).
На всех локомотивах установлено оборудование для рекуперации, система автоматического управления тягой и рекуперативнореостатным тормозом, трехуровневая микропроцессорная система диагностики, асинхронные ТЭД. Предусмотрена возможность обслуживания электровоза в одно лицо, но вместе с этим, по отзывам локомотивных бригад, обслуживающих данный электровоз, управление в одно лицо затруднительно ввиду того что часть органов управления (освещение кабины, освещение ходовой части, включение/выключение буферных фонарей, включение/выключение электроотопления поезда и т. д.) расположено на пульте помощника машиниста. Электрооборудование поставляется компанией Bombardier Transportation.
При проектировании тяговых электродвигателей ЭП10 заказчиком были установлены очень жесткие массогабаритные показатели, которые конструкционно не позволили увеличить вес ТЭД на несколько килограммов с улучшением мощностных и температурных характеристик. Однако по оценкам специалистов асинхронные двигатели ЭП10 показали характеристики лучше иностранных аналогов по ряду ключевых значений.
годы выпуска 1998, 2005 - 2006
построено 12
изготовители - Новочеркасский завод, ADtranz / Бомбардье
вес 135 т
нагрузка на ось 22.5 т
скорость 160 км/ч
мощность 9060 л.с.
Общие данные
Род тока
постоянный 3 кВ / однофазный 25 кВ
Род службы
пассажирский
Осевая формула
2-2-2
Масса с 2/3 запаса песка (т)
135
Нагрузка на ось (т)
22.5
Конструкционная скорость (км/ч)
160
Длительный режим
Сила тяги (кгс)
30600
Скорость (км/ч)
80
Касательная мощность (л.с.)
9060
Мощность на валах ТЭД (кВт)
7000
Часовой режим
Сила тяги (кгс)
32100
Скорость (км/ч)
80
Касательная мощность (л.с.)
9500
Мощность на валах ТЭД (кВт)
7200
Конструкция
Электрический тормоз
рекуперативный, реостатный
Длина по осям автосцепок (мм)
22532
Ширина кузова (мм)
3100
Ходовая часть
Тип ТЭД
асинхронные
Подвешивание ТЭД
опорно-рамное
Привод движущих колёсных пар
индивидуальный
Тележки
бесчелюстные
Преимущества ЭП10
Улучшенные тягово-энергетические показатели
и надежность электровоза за счет бесколлекторных тяговых двигателей,
системы диагностики, модульности конструкции системы управления,
рекуперативно-реостатного тормоза, регулируемой вентиляции.
Затраты на ремонт и обслуживание на 30% ниже, чем у электровозов
с коллекторными тяговыми двигателями.