Электровоз ВЛ12
Новочеркасский электровозостроительный завод в декабре 1973 г. построил опытный восьмиосный двухсекционный электровоз постоянного тока 3000 В ВЛ12 . Кузов нового локомотива выполнен с большим использованием деталей кузовов-электровозов ВЛ80К и ВЛ80Т. Тележки электровоза имеют люлечное подвешивание, т. е. по типу тележек электровоза ВЛ82М и опытных электровозов ВЛ80К. Диаметр колес приновых бандажах 1250 мм, редукторы имеют передаточное отношение 26:88=1:3,38 .
История:
Электровозы первоначально проходили наладку и испытания на кольце завода НЭВЗ. В результате испытаний было отмечено, что электронная система улучшает энергетические свойства локомотива, а применение независимого возбуждения тяговых двигателей снижает вероятность боксования, а при его возникновении позволяет быстрее восстановить сцепление. Однако в отчёте испытатели скромно умолчали о том, что вся эта электронная система оказалась весьма дорогой, а также сложной в эксплуатации и ремонте. В результате лишь в 1977 году электровозы были направлены для эксплуатации на Московскую железную дорогу, где работали в депо Москва-Сортировочная. При этом электровозы работали лишь на последовательном возбуждении ТЭД. В 1980 году оба электровоза были отстранены от поездной работы как не отвечающие требованиям эксплуатации. ВЛ12-002 был возвращён на завод, а ВЛ12-001 перевели на ПМС Решетниково. В декабре 1987 года его исключили из инвентарного парка дороги.
На электровозе установлено восемь тяговых двигателей НБ-407Б с компенсационной обмоткой, которые при напряжении на коллекторе 1500 В и полном возбуждении имеют следующие параметры:
Режим |
Мощность, кВт |
Ток, А |
Частота вращения, об/мин |
Часовой |
755 |
535 |
745 |
Продолжительный |
740 |
525 |
750 |
Параметры
Род тока и напряжение в контактной сети |
постоянный 3000 В |
Длина локомотива |
2 × 16 420 мм |
Конструкционная скорость |
110 км/ч |
Рабочая масса |
2 × 100 т |
Нагрузка от движущих осей на рельсы |
25 тс |
Система регулирования |
Импульсное регулирование напряжения при постоянном независимом возбуждении ТЭД
|
Электрическое торможение |
Реостатное, рекуперативное |
Мощность тормозных реостатов |
5000 кВт |
Диаметр колёс |
1250 мм |
Максимальная частота вращения 1640 об/мин, количество охлаж-дающего воздуха 90 м3/мин. Обмотки якоря имеют изоляцию класса В, обмотки главных и добавочных полюсов — изоляцию класса А. Вес электродвигателя 5000 кгс.
Тяговые электродвигатели каждой секции включаются по четыре последовательно (24 пусковых позиции) и последовательно-параллельно (14 пусковых позиций). Переход с последовательного на последовательно-параллельное соединение осуществляется «мостом». На электровозе применено независимое возбуждение тяговых электродвигателей как на тяговом режиме, так и при реостатном и рекуперативном торможении. При этом обмотки возбуждения тяговых электродвигателей питаются от статического преобразователя через управляемые тиристорные возбудители.
Системой управления предусмотрено:
- Автоматическое поддержание заданных токов возбуждения и ограничение токов якорей заданными значениями при разгоне локомотива до основной скорости;
- автоматическое поддержание заданных значений тока якорей, напряжения на коллекторах или скорости движения в зоне скоростей выше скоростей движения на полном возбуждении;
- Автоматическое выравнивание токов якорей параллельно включенных групп тяговых электродвигателей и напряжений между последова-тельно включенными группами якорей;
- Автоматическая защита от боксования благодаря применению принципа управления по току наиболее загружённой тяговой машины.
Машинист управляет работой электровоза с помощью трех рукояток, связанных с сельсинами задает значения тока возбуждения, тока якоря и скорости движения. Сельсин, задающий ток возбуждения, совмещен с главной рукояткой контроллера машиниста; два других сельсина имеют отдельные рукоятки. Ток возбуждения получается от статического преобразователя 3000/150 В, собранного на тиристорах Т2-320-5
Режим рекуперации предусмотрен в пределах скорости 25—30 до 110 км/ч; ниже скорости 25—30 км/ч может применяться реостатное торможение с регулированием величины сопротивления резисторов. Мощность продолжительного режима пуско-тормозных резисторов 5000 кВт. Каждая секция электровоза может работать самостоятельно.
Вентиляторы тяговых электродвигателей приводятся во вращение электродвигателями НБ-111М, компрессора КТ-6Эл — электродвигателями НБ-431М и вентиляторы пуско-тормозных резисторов — электро двигателем НБ-107.
Аккумуляторная батарея заряжается через выпрямитель от трех фазного генератора (42 В, 8,78 кВт, 119 А, 1500 об/мин), обмотки кото рого соединены по схеме «звезда», частота тока 5 Гц. Для защиты силовых цепей использукпся быстродействующие выключатели БВП-5 (силовые цепи тяговых электродвигателей) и БВЭ (цепи вспомогательных машин).
Электровоз с ⅔ запаса песка имеет вес 200 тс, (25 тс на ось), минимальный радиус проходимых им кривых 125 м. При часовом режиме электровоз развивает силу тяги 43 000 кгс, при продолжительном — 42 000 кгс. Скорость часового режима 50 км/ч, конструкционная скорости 110 км/ч. В 1974 г. Новочеркасским электровозостроительным заводом был построен второй опытный электровоз ВЛ12, Наладка и испытания электровозов ВЛ12 первоначально проводились на кольце завода.
Фактически электровоз получился во многом похожим на ВЛ82м — те же тяговые электродвигатели, число позиций контроллера (25 на сериесном соединении тяговых двигателей секции, 13 на параллельном, всего 38), мостовой переход с соединения на соединение (тогда как на ВЛ8 и ВЛ10 применялся шунтовой, на ВЛ11 и ВЛ11м вентильный), такой же по конструкции и расположению в хвосте секции пусковой реостат, охлаждаемый двумя подключенными параллельно реостату вентиляторами (аналогичное схемное решение применено на электровозах ЧС2т, ЧС7). Главным нововведением было применение независимого возбуждения ТЭД.
Дополнительные файлы находятся в разделе Литература, ВЛ12 .
Чертежи, схемы в фото галереи .
Форум по ВЛ12: посетить форум .
Если Вам понравилась данная статья, Вы можете дать ссылку на нее Вашим друзьям!
Публикация данной статьи возможна ТОЛЬКО с разрешения автора.
|